Главные кредиторы — "Сбербанк", "Внешэкономбанк" и ВТБ лишь — ждут своего часа. Пока компания имеет обязательства перед населением, банкротить ее нельзя. У "Трансаэро" по-прежнему около 200 рейсов в день (отменяется лишь четверть из них) и 600 тысяч пассажиров с билетами на руках.
Ситуация вокруг банкротства второго во величине авиаперевозчика России — компании "Трансаэро" — на прошедшей неделе развивалась стремительно. Общий долг авиакомпании — 250 миллиардов рублей. Она должна банкам, аэропортам, поставщикам топлива и другим организациям. 1 октября Росавиация полностью остановила продажу билетов компании. Пассажиров, чьи билеты попадают на даты до 15 декабря, обещает перевезти "Аэрофлот".
Спасать "Трансаэро", похоже, никто не собирается. Компанию подвела ошибочная стратегия — полностью иностранный авиапарк в лизинге и ставка на чартеры вместо регулярных рейсов. В условиях падения рубля эта комбинация оказалась для бизнеса смертельной. Теперь надо думать уже не о компании, а о коллективе численностью в 12 тысяч человек и пассажирах, которых под полмиллиона.
Пока же рейсы "Трансаэро" отменяются десятками в день, а билеты просто не продаются.
Компания переживала трудные времена не один раз, но государство всегда подставляло плечо. В 1994-м правительство освободило "Трансаэро" от таможенных выплат и налога на импорт самолетов. Ни одному частному перевозчику таких преференций не давалось. Кризис 1998-го преодолеть тоже удалось, но пришлось ужаться — продать несколько самолетов и сократить число маршрутов. Зато в 2000-х — невероятный успех, мировое признание. Со стороны, во всяком случае, все выглядело именно так.