Полезное
Гоа - общая информация

Подготовка к поездке в Гоа


Путь в Гоа и обратно

Транспорт в Гоа и Индии

Жилье в Гоа

Жизнь в Гоа

Разное

О сайте / контакты

На мотоцикле по Индии. Инструкция и опыт

Просмотров темы: 5255

Оффлайн Roman

  • (~'~)
  • Сообщений: 22963
  • Респектов: 2369
  • Москва
: 23 Декабрь 2017, 19:21:48
На мотоцикле по Индии. Инструкция и опыт. Из Дели в Гоа

Это что-то среднее между отчетом и инструкцией) Поэтому эмоций и впечатлений тут стараюсь не изливать, и предлагалаю по большей части факты и полезное практически.

Фотографии и некоторые субъективные впечатления собираюсь опубликовать в отдельном рассказе.

Написал это и для самого себя. Потому что со временем некоторые нюансы имеют свойство забываться.


* IMG_2815.jpg (348.82 кБ. 900x675 - просмотрено 1393 раз.)



О поездке кратко

В конце октября 2017 прилетели в Дели, купили мотоцикл, проехали на нем из Дели до Гоа. В Гоа провели чуть меньше месяца, продали мотоцикл, улетели в Дели и дальше в Москву в середине декабря.

Маршрут поездки был такой: Дели - Вриндаван - Агра - Джайпур - Пушкар - Удайпур - Окрестности Вадодары - Сурат - Окрестности Мумбаи - Махабалешвар - Гоа.

Всего от Дели до Гоа проехали около 2800 километров. В пути провели три с половиной недели.


Небольшой бэкграунд

В России ни на чём двухколесном кроме велосипеда никогда не ездил, и пока не собираюсь. Впервые сел на мопед и потом на мотоцикл в Гоа. Научился и катался там в предыдущие поездки. Получил права с категорией А только этой осенью)

По Индии перед этим не путешествовал, за исключением небольших вылазок из Гоа по Махараштре и Карнатаке километров на 100 от Гоа, возвращаясь в Гоа в тот же день. То есть, все поездки в Индию, а их было что-то около десяти, ограничивались посещением Гоа.


Почему решили так ехать?

Сначала идея возникла в качестве шутки. К началу лета традиционно мониторил цены на билеты из Москвы в Гоа и обратно. В отличие от прошлых лет, на нужные даты не находилось ничего дешевле 38-40 тысяч с человека (раньше покупал в районе 25). А до Дели билеты на те же даты стоили 18 тысяч. Соответственно, нужно было как-то добраться из Дели до Гоа) А что если поехать на мотоцикле? Шутка постепенно из категории шутки перешла в формат "а почему бы и нет, прикольно же", и дальше уже оформилась в реальный план. Да и после множества поездок в Гоа, давно хотелось посмотреть и остальную Индию.


Перед поездкой

Важно понимать, что заранее такие вещи чаще всего кажутся гораздо более сложными и страшными чем они оказываются на практике.

Хоть я и знал что люди так ездят и что это вполне реально, до этого никогда не путешествовал по Индии. С такими людьми лично не общался и рассказы специально не читал. А та информация о подобных поездках, что попадалось раньше, уже прилично позабылась. Проще говоря, было немного волнительно и местами даже стремно)

Парился насчет покупки мотоцикла и его подготовки к путешествию (совсем не разбираюсь в технической части), парился о том, чем будем питаться и где спать. Но при этом ничего толком не планировал, и даже маршрут был очень приблизительный. Например, идей куда ехать после Удайпура не было, так как известные туристические места после этого кончаются.

На деле, конечно, все оказалось намного проще. С жильем проблем вообще никаких нет, с едой тоже. А в нетуристических местах порой даже лучше чем в туристических) Покупка мотоцикла тоже была предельно простой. Единственное что оказалось сложновато, это ехать по 7-9, а иногда 10-12 часов по индийским трассам. Большая часть из которых не блещет красотами, и представляет из себя пыльные автобаны с кучей грузовиков.


Подготовка. Что читать и что не читать

Слишком много читать вредно. Возникает перегруз информацией. Простое может начинать казаться сложным. Создаются всякие лишние ожидания. Иногда формируются навязанные извне впечатленияи и мнения.

Из-за страха может возникнуть желание предусмотреть все, спланировать все детали, избавиться от неопреденности и неизвестности. Но со временем понял, что лучше этого избегать. Всего все равно не предусмотришь, и от страха полностью не избавишься. Полезен разумный баланс. Чтобы знать какие есть возможности и варианты, что интересного. А выбирать и решать уже в пути.

Поэтому, и еще просто из-за раздолбайства, предварительно вообще никак не готовился по маршруту. Сделал лишь примерные наброски интересных городов по направлению к Гоа, так чтобы ними было не больше 300-350 километров. А куда ехать после Удайпура так и оставалось не ясным, поскольку туристические города после него кончаются. А про Вриндаван, например, вообще не знал и заезжать туда не планировал. Однако это было первым местом, куда поехали из Дели.

Что именно смотреть в городах, заранее не планировал и не читал. И это было немного зря) Хотя бы примерный список интересных мест и их расположение на очень карте пригодились бы.

В результате вечером в отелях и в кафешках постоянно приходилось сидеть в телефоне в поисках информации - а что там есть посмотреть интересного в этом городе, в каком его районе удобнее останавливаться.

Что лучше не читать - чужие впечатления, и всякие слишком детальные инструкции и рассказы. Не планировать все слишком тщательно. Главное знать какие есть возможности, а решать и выбирать уже в процессе, и получать свои собственные впечатления.

Полезные приложения для планирования и в пути: Google Trips, Lonely Planet (для крупных городов). Путеводители LP.


Жилье

Чаще всего искал через приложения booking.com или oyorooms. Можно бронировать, можно отмечать расположение отелей на карте, а потом приезжать и выбирать на месте. Цены иногда дешевле через букинг, иногда на месте. Отзывы на букинге полезны, особенно если не от индийцев.

Все отели что бронировал, не требовали моментальной оплаты с банковской карты, хотя она иногда и требовалась для самой резервации.
А оплатить всегда можно было на месте, наличными в том числе. На карточке же, на случай какого-то кидалова, стоял лимит долларов в 20.

Первый отель в Дели бронировал именно через букинг. Во Вриндване бронировать не стал, и с этим вышла небольшая засада. Предусмотреть этого как-то было маловероятно. Как раз в дни приезда там проходил какой-то локальный но мощный праздник. И вообще все жилье было занято. Тыкались везде и искали комнату почти до ночи. В итоге нашли нечто странноватое, потратив на этого часа три времени.

Вряд ли такое будет регулярной проблемой. Но стоит иметь такую вероятность в виду. Хотя информацию о локальных праздниках далеко не всегда можно найти заранее. Что это такое было во Вриндаване так и не определил до сих пор. Но к Пушкару с его верблюдным фестивалем уже был готов, и там бронировал комнату перед приездом.

Помимо праздников, на выходных, в субботу и воскресенье, гораздо больше жилья занято, и оно может стоить дороже, чем в рабочие дни.

Но в целом, выбирать жилье в Индии в большинстве случаев лучше на месте. Стоит помнить, что на фотках всегда все смотрится намного лучше, чем в реальности. Да и фотографии в описаниях далеко не всегда свежие.
Кроме того, при бронировании заранее неизвестно, какую комнату тебе выделят. Это может оказаться комната без окон, или с окном в коридор. Или окно с видом на стену в метре от окна. Все это видели в процессе выбора) Комната без окон, кстати, имеет свои преимущества, нет шума с улицы. Но по мне лучше уж шум, но хоть какая-то вентиляция. Да и гораздо приятнее с окном, даже если там вид на помойку.

Поэтому всегда, когда было ясно что праздника вроде нет, и переезжаем не совсем ночью, то не бронировал, а только отмечал несколько найденных вариантов на карте. Потом ездили, смотрели, и выбирали что больше понравится.

Так, постепенно начинаешь ориентироваться в ценах. До 1200-1300 рупий обычно простое типа геста, может не быть горячей воды, может не быть мыла, простыней, грязновато, не уютно, индиан стайл. Может не быть тех самых окон например. Чем дешевле тем трешовее.
1500-2000 - уже весьма комфортные варианты попадаются, типа 2-3 звездных отелей по индийским меркам.

Район - чаще всего смотрел, чтобы не около крупной трассы, и чтобы рядом другие отели были. Тогда обычно получается не в заднице. И по фоткам и отзывам иногда можно определить степень шумности. Если в городе успели заранее запланировать просмотр каких-то мест, то старался выбирать поближе к ним. Чтобы потом поменьше стоять в индийских пробках.

Единственная засада, они очень любят строить отели около крупных дорог и трасс, большинство отелей и гестов расположены около них.
Найти что-то нормальное, чтобы окна не выходили не на дорогу, довольно сложно. А любая индийская улица, даже относительно небольшая - это источник круглосуточного шума. Нормально спать при таком шуме поначалу сложновато.
Отели есть и вдоль самих трасс вне городов, но это совсем на любителя.


Еда

Чаще всего еда есть в самом отеле. Если это район, где много отелей, то там обычно есть и рестораны вокруг. Никаких проблем с едой почти не возникало. Разве что, где-то были только вегетарианские рестораны. В Пушкаре например. Насколько раз и Макдональдсы по пути попадались.
А так, меню плюс минус похоже на то, что в кафешках в Гоа. Только поменьше разнообразия.

Искать рестораны можно и просто по запросу на карте Гугл, там часто есть отзывы и рейтинг. Например, таким способом очень хороший ресторан в окрестностях Мумбаи нашли, в районе где ресторанов на первый взгляд почти не было и даже уличной еды мало.


Маршрут

Большинство крупных трасс имеют хорошее покрытие, разделитель, и 2-3 полосы в каждую сторону. Но иногда бывает полная жопа. Как в Махараштре около Мумбая. Поэтому иногда полезно почитать свежие сообщения на индийских форумах, там они делятся информацией еще в каком состоянии дорога сейчас.
За день лучше не планировать больше 250-300 км. Это занимает 6-9 часов пути. Жопа сильно болит. 200 километров вполне ок. 300 уже утомительно было. 370 как от Махабалешвара до Гоа уже немного жесть, даже при условии красивой дороги.

По всяким промзонным пыльным вонючим дорогам с кучей грузовиков ехать было сложнее, при том что покрытие отличное.
По трассе на Авенжере мне было комфортно 70-80 если мало трафика, и около 60 если трафика много.
Можно ехать быстрее, но это уже было стремно. Можно не успеть увидеть дырки, или маневры безумных индийских водителей)

Например если на дороге есть разделитель, это почти гарантированно значит, что на левой полосе образуется встречка во многих местах.
На толстые трассы, обозначенные на гугле оранжевым не пускают мотоциклы. По пути это были хайвеи Мумбай - Пуна, и трасса на Ахмедабад.

Гугл обычно хорошо строит маршрут, выбирает самые крупные быстрые дороги.
Большинство крупных трасс в отличном состоянии. Исключение только участки около Мумбая. Мелкие дороги - как повезет.

За весь путь до Гоа накатали примерно 2800 километров.

Если хочется хоть что-то посмотреть по пути, то в таких местах нужно останавливаться минимум на две ночи. Так как приехав под закат, обычно и времени и сил что-то смотреть уже нету. Хочется еды и отдохнуть. А если посмотреть как следует, и место интересное типа Джайпура, Удайпура, Дели, Мумбаи, то выделять хотя бы три ночи. У нас был обратный билет, и хотелось провести в Гоа хотя бы недели три. Поэтому приходилось пропускать некоторые интересные места.

Подряд нормально ехалось 2-3 дня по 250-300км. Если сил достаточно, то можно ехать подряд и дольше, но лично я отдыхать полностью не успевал, если ехать больше двух дней подряд. Индийцы из ресторана рассказывали что от Дели до Гоа ехали 5 дней, но в какие-то дни по 18 часов дорога занимала. Денис из Арамболя доехал за 3 дня. Но это жесть.


Индийские достопримечательности

Нужно быть готовым что там тысячи индийцев, могут быть очереди, и все такое. Плюс жара в некоторых местах. В общем, расслабленно и спокойно сложно посмотреть. Если крупный город, то это пробки, особенно утром и вечером, и ездить на мотоцикле от одного места до другого по городу бывает и долго и некофортно. Иногда проще и интереснее пешком, или взять туктук.

Да и впечатления в целом могут оказаться не совсем те, какие можно было ожидать, рассматривая путеводитель. На картинках и по описаниям иногда все выглядит лучше, чем в реальности. Потому что в реальности там упомянутые толпы народа, жара, усталость от поездки, повышенное внимание к вам. В том числе обилие желающих запилить селфаков с бледнолицими, или хотя бы незаметно их сфоткать. В ближайших окрестностях той красоты с где-то увиденных фотографий легко окажется знатная помойка, кучи лавчонок с назойливой продажей всяких сувениров и жрачки, стаи попрошаек. Что может несколько подпортить илиллическую картинку которая заранее нарисовалась в голове.

И еще если это что-то более ли менее известное, то оно обычно платное. Для иностранцев обычно в районе 200-500 рупий (для индийцев 10-50 рупий). Тадж 1000, но это отдельная история. И чем известнее место, тем больше там народу. В итоге, когда за очередной форт или дворец на двоих получается уже 1000, и знаешь что там толпы, и скорее всего не так уж и интересно как можно было бы ожидать, да еще и ехать не особо удобно, то начинаешь задумываться, а ехать ли туда вообще.

Понятно, что это Индия, и странно было бы ожидать чего-то другого. Но заметил, что когда составляю маршрут, имею свойство забывать про эти нюансы.

В общем, посетив несколько достопримечательностей, понял что это мне не так интересно. Например, погулять по жилым райончикам городов меня привлекало гораздо больше, чем очередной форт или дворец. Посмотреть как живут люди и что происходит. Кругом очень много любопытных деталей, интересно. Хотя пешком ходить по Индии почти везде не сильно приятно тоже. Везде, даже по маленьким улочкам носятся мотоциклы и машины а идти кроме как по дороге негде. Постепенно привыкаешь, но поначалу напрягает.

Но в любом случае, заранее не всегда определишь, что тебе понравится, а что нет. Лучше все равно проверять самостоятельно.

Некоторые места, которые хотел посмотреть, не посмотрели. Они расположены вдали от городов, а времени было не очень много, и в рамках остановки на 2 ночи просто некогда было ехать смотреть, или нужно было ехать с более короткими остановками. Пример - рядом с Агрой есть Фатехпур Сикри и птичий заповедник. Форт мощный около Удайпура, Читторгарх и так далее.
Еще всякие заповедники было бы интересно посмотреть. Но для этого всего понадобилось бы еще больше времени.

А так в целом как по моим впечатлениям, и не только по моим, смотреть обычные индийские достопримечательности на своем байке, или самостоятельно, или с экскурсией - большой разницы нет. Только когда с экскурсией, не нужно самому рулить в пробке по хайвеям.
Хотя с другой стороны, если самостоятельно, добыча билетов на поезд - тот еще гемор. На автобусах - не сильно расслабишься. С экскурсией комфортно, но дорого и мало свободы, по тем же улочкам где попало уже не подбодрить. У каждого способа свои плюсы и минусы.


Багаж

Вещей лучше брать по минимуму, чтобы у каждого все влезало в один свой рюкзак. И оба этих рюкзака прикрепляются к багажнику. Если  на каждого один рюкзак, там нужен доступ к теплой одежде и вещам которые могут понадобится в дороге, например к аккумулятору для телефона. Но при этом лучше замотать в пакет, иначе пыль. А разматывать пакет в пути явно очень не удобно. Поэтому второй рюкзак для быстрого доступа все таки нужен.
У меня был второй рюкзак, вешал его на пузо и ставил на бак, но это реально не удобно при долгой езде. В идеале второй рюкзак нужно тоже как-то крепить на багажник. На Энфилде проще, там на ladakh carrier остается еще центральная полка. На Авенжере ее удаляют. Хотя видел варианты где полка остается и на Авенжере, но в нашем случае она была откручена.

Если мунсун, то пакетов для упаковки нужно несколько, они рвутся. Или искать какие-то крепкие пакеты. Можно и покупать что-то по пути, но придется тратить время на поиски. Можно пробовать водонепроницаемые сумки. Но они тоже могут порваться в процессе, когда чирканешь об стену на узких улочках например. И их скотчем уже не заделаешь.

В отсеки под канистры ставили пустые 5 литровые бутылки от воды с отрезанным верхом, и клали туда воду и всякие вещи по мелочи. Наверное лучше купить какие-то контейнеры под такой размер, чтобы можно было туда складывать какие-то вещи. Например, как раз то, что может понадобиться в дороге.


Сезон поездки

Мы стартовали из Дели в конце октября. И наверное это почти идеальное время. Раньше - больше вероятность дождей. Позднее - очень холодно везде почти до побережья и особенно в горах. Можно взять теплую одежду, но это лишний багаж.

Еще наверное хорошее время где-то в феврале. Когда в центральных частях Индии уже не холодно, но еще не слишком жарко. Но в конце сезона продать мотоцикл в Гоа будет сложнее, если нужно его продать. Но можно конечно оставлять и на следующий сезон.


Погода

Как ни странно, осенью, октябрь-ноябрь, везде по Индии, начиная от Дели, было менее жарко чем в Гоа. Такая, вполне комфортная погода. Во многом, за счет более низкой влажности, и не очень активного солнца из-за дымки и смога. Где-то даже губы трескались от сухости. При низкой влажности жара переносится гораздо легче. То есть, по градуснику там 31-33 градуса, но при этом как-то не жарко, даже посреди бетонного города. А много где было прямо даже прохладно.

А так, в плане климата неприятно, что везде по Индии какой-то пыльный загрязненный воздух. Нет свежести. Ветра мало и все выхлопы часто висят стеной. Свежесть появляется только в горах и вдали от больших городов. И в Гоа.


Здоровье и силы

В целом все было ок. От долгой езды часто в пути болела жопа и спина. Останавливались примерно каждые 40-70 километров чтобы размяться минут 5-10.
Это работает так. Первые дни жопа устает быстро, и долго ехать сложновато и непривычно. Через несколько дней привыкаешь. Потом сначала утром можно ехать без остановки даже 80-100км (1,5-2 часа), но чем дольше едешь, тем быстрее снова начинает болеть жопа или спина, и останавливаться приходится чаще. На особо долгих перегонах, под конец пути останавливались чуть ли не каждые 20-30км.

В Пушкаре меня настигла лихорадка Денге, скорее всего, инжектированная делийскими комарами) Из-за этого пришлось там остановиться на недельку поотдыхать, вместо запланированных двух-трех ночей. Благо Пушкар место интересное, такой, раджастанский аналог Гоа)
В общем, имеет смысл иметь запас времени на случай временного восстановления сил.


Стирка

Стирали в отелях под краном, с мылом или шампунем. Иногда есть ведро или тазик, но и без этого нормально.
Во многих местах влажность меньше чем в Гоа, и вещи иногда высыхают даже за ночь. В общем, проблем с этим не было.


Одежда

Обязательно брать кроссовки, с не очень толстой подошвой и не жаркие. В тапках как в Гоа было бы не очень удобно, приходилось бы постоянно отмывать ноги от пыли, сажи, и всякого говна.

Ветровка на вечер. Шарф.
Лучше штаны или легкие джинсы.
Тряпка на лицо, чтобы меньше вдыхать этой пыли. Модный фильтр, заказанный в Китае не налез под шлем, да и дышать в нем не очень.

Учитывать что за день пути вся одежда покрывается пылью и сажей. Потом после стирки иногда вода прямо черная.

В таких местах как Махабалешвар, где днем на горах на солнце жарко, а вечером жесткий дубак, с собой нужно таскать теплую одежду. Чтобы легкая и компактная лучше.


Мотоцикл

Изначально решил брать Bajaj Avenger.
Энфилд был бы удобнее для такой длинной поездки. Получше едет, и для меня комфортнее посадка. Но его надежность вызывает вопросы, и он дороже раза в полтора - два.

Цены можно глянуть на olx.in

Если ехать по Индии не одному и с багажом, то среди индийских мотоциклов основных вариантов только два. Либо это Энфилды, либо это Bajaj Avenjer. Для людей высокого роста Авенжер менее удобен из-за низкой посадки, но это терпимо. Получается странный выбор среди компромиссов - либо дешевле и надежнее, но менее комфортно для дальняка - Авенжер. Либо менее надежно и существенно дороже, но комфортнее - Энфилды.
Для тех кто умеет сам ремонтировать и разбирается в этом, фактор надежности наверное менее значим.

А так Bajaj действительно не подвел, и за все 4300 километров езды на нем, не случилось ни одной поломки. Только поменял масло, и смазывал цепь.

Если вкратце разница Авенжера и Энфилдов, помимо цены и надежности, по личным впечатлениям такая:

Энфилд (сравниваю 350 classic) - получше проходит неровности, кочки и ямы, увереннее катит. Лучше свет. Чаще можно пользоваться передним тормозом. Удобнее посадка. 350 кубиков против 220 заметны. Звук прикольнее)

Авенжер - намного легче катать, например если задним ходом сдать нужно. Заметно лучше идёт по мягким и сыпучим поверхностям, типа песка или грязи. Лучше зеркала (хотя это заменяемо). Жрет меньше бензина.

И там и там свои плюсы и минусы, и сложно однозначно сказать тот лучше, а тот хуже.

Хотя, когда поеду по Индии еще, то возможно попробую взять все таки Энфилд какой-то, свежего года. Пусть и дороже, за 110-130к. Продать такой возможно будет сложнее гораздо.
Но в целом Bajaj Avenjer тоже вполне ок и мне нравится. И так совпало, что все встреченные на рынке ребята тоже брали именно Авенжеры.

В общем, на мой взгляд, если нет опыта в выявлении неисправностей мотоцикла, и его ремонта, а бюджет ограничен, то лучше за те же деньги взять Авенжер поновее, чем потрепанный Энфилд. А если денег совсем мало, до 35-40к, то Авенжер в такую сумму можно найти 4-5 летний (2012-2013 года), вполне на ходу, хотя возможно и придется по пути фиксить какие-то небольшие проблемы. Энфилд же за эти деньги, скорее всего развалится по пути от рынка к заправке. И даже если нет, ремонтировать его придется скорее всего в среднем каждые 500 километров (по отчетам реальных пользователей)).


Покупка мотоцикла

Купил на самом известном моторынке в Индии, в районе Карол Багх. Рынок не сказать чтобы огромный, но вариантов достаточно. Кстати, отель в Дели выбирал по принципу, чтобы можно было пешком до этого рынка дойти.

Предполагал, что покупка будет намного сложнее. Все оказалась предельно просто. Главное запомнить, какие бумаги нужны. Сложность только лишь с выбором из большого количества вариантов. Сначала думал уложится в 60к. Это более чем реально, если брать Авенжер в хорошем состоянии 13-14 и иногда 15 года. Но посмотрев разные варианты, и прикинув что более свежий будет надежнее, решил немного расширить границы бюджета)

Еще думал, что придется отдельно искать Ladakh Carrier и того кто его установит (так как он идет для Энфилда и под Бажаж его нужно переделывать), отдельно делать сервис. По факту оказалось, что carrier готовы сразу продать и установить во всех местах где интересовался байками, и легкий сервис они тоже все сразу делают.
В общем, достаточно было просто выбрать, и заплатить деньги.

В итоге на все вместе, мотоцикл (Avenger, 2016 год, реальный пробег всего 4 тысячи), ladakh carrier, страховка, оформление сделки, 2 нормальных шлема, замки и прочее по мелочи, заплатил около 80 тысяч рупий.


Особенности вождения в Индии

- Езда по встречке очень распространена. Если на дороге есть разделитель, то в окрестностях населенных пунктов гарантированно по обочине будет ехать встречка, иногда даже в два ряда, обгоняя друг друга и вытесняя всех из крайнего левого. Поэтому если опережать грузовики слева, то делать это предельно внимательно.

- Развороты и повороты тоже часто выполняться путем проезда по встречке. Но к этому довольно быстро привыкаешь, а потом и себя начинаешь замечать за этим занятием))

- Вполне повседневен выезд на дорогу вообще не проверив что там едет, или кому создается помеха. Например, вылетают из поворота с плохим обзором на главную дорогу, особо не сбавляя скорости. Сюрприз для тех кто на главной) Поэтому если едешь по левой полосе, полезно замечать такие места заранее, и смещаться правее, а иногда и сбавлять скорость на случай возможного появления таких камикадзе.

- Непредсказуемые маневры вообще. Лучше постоянно помнить, что любое индийское транспортное средство в любой момент времени может совершить любой возможный и невозможный маневр без предупреждения) Грузовик может резко начать смещаться на другую полосу, а поворотников и зеркал у него нет. А если и есть, это еще не значит что они будут использованы. Автобус может резко останавливаться в самых неожиданных местах. Стоящая на повороте машина может начать ехать наперерез, даже если видит вас. То есть о том, что все они всегда готовы удивить вас, лучше постоянно помнить. И всегда оставлять себе дистанцию для маневра. Даже если это означает, что придется снизить скорость или остановиться.

- Если поворотники есть и даже работают,  полагаться на них все равно нельзя. Лишь часть индийских водителей пользуются ими правильно. Когда поворотник мигает в одну сторону, а машина или мотоцикл поворачивает в другую - не редкость. Обычно это не специально. Просто поворотник забыли выключить, а используют его только в каких-то особенных случаях.

- Ниндзя. Езду ночью вне Гоа лучше полностью избегать (В Гоа с этим полегче). Но если так вышло что вы оказались в Индии ночью на мотоцикле - то лучше помнить, что на дорогах полно движущегося транспорта без фар, без стопсигналов, вообще никак не обозначенного. И из-за слепящей встречки таких ниндзя иногда сложно заметить. Равно как и темных коров или людей бредущих по обочине.

- Нормальны обгоны в два-три ряда, такие что иногда приходится оттормаживаться и почти съезжать на обочину. Поэтому, когда где-то впереди на встречке намечается стремный обгон, можно побибикать и помигать фарами, но при этом все равно заранее снизить скорость или отторомозиться, не ожидая что вам будут уступать дорогу, пусть вы и на своей полосе. Иногда обгоны у них происходят и в необозреваемых поворотах. Можно снижать скорость перед такими поворотами, или просто быть готовым застопиться на обочине, с  кучей свежих кирпичей на сиденье.

- Глазеющие олени на мотоциклах и мопедах в районе прохождения трассы через города. Когда они приближаются сзади метра на два к вам, и едут так долго. На 60-70-80 кмч, при возникновении на дороге какой-то ямы или какой-то съемной ситуации, маневр приходится делать резко. Успеет ли среагировать тот глазеющий всего в паре метров сзади, который к тому же упорно занимается глазением, это большой вопрос. Поэтому это реально опасно. Часто приходилось стряхивать из с хвоста. Причем, иногда они обгоняют, а потом замедляются, чтобы их обогнали, и опять пристраиваются сзади, и так несколько раз)

- Машины, да и автобусы с грузовиками часто миллиметруют. Поэтому лучше палить их в зеркало и уступать дорогу, чтобы не откладывать кучи кирпичей неожиданно.

- Проще говоря, расслабляться нельзя ни на секунду)

Но в целом, езда в Гоа наверное даже более сложная и менее предсказуемая. Меньше скорости, но больше сюрпризов) Хотя к этому тоже привыкаешь за неделю - две. Просто на трассе свои особенности.
Главное оставлять себе пространство для маневра и не щемиться излишне самоуверенно. Особенно когда обзор ограничен. В отличие от многих местных, пользоваться зеркалами. Смотреть что происходит впереди и сзади, предугадывать, заранее сбавлять скорость если что. И ни на секунду не терять бдительность.

Нормальная крейсерская по трассам была обычно 60-70-80. В зависимости от дороги и трафика на ней. Чаще всего 70. Основная масса грузовиков едет 50-60. Легковые машины 90-110 где-то. Автобусы 70-80, но бывают разные, и медленнее и намного быстрее. Когда много грузовиков, мотоциклов и щемящихся легковых, то иногда и до 50 крейсерская падала.
Средняя с учетом остановок получалась 35-40км/ч.

Когда по пути попадаются индийские байкеры, которые спокойно валят 90-100 и больше, лучше не поддаваться искушению и не следовать их примеру, даже если ваш мотоцикл на это способен. Они тут ездят всю жизнь, гораздо лучше знают свой байк, лучше понимают местное движение, и наверняка не первый раз едут по этой дороге. В общем, как только появляется излишняя самоуверенность на дороге, лучше сразу это замечать и пресекать, иначе вероятность вреда для здоровья сильно повышается.

К счастью, за все время каких-то реально опасных ситуаций не возникало. Хотя возможностей для этого было предостаточно, да и немного жести там на дорогах посмотрели. Но так как старался следовать описанным принципам, в целом все было ок.
В общем, сама дорога, это и есть самое опасное что ждет в такой поездке. Но если проявлять аккуратность, то степень этой опасности заметно снижается.


Полиция

За все время поездки полиция нигде ни разу не останавливала ради проверки документов или чего-то такого.
Единственный случай, в виде исключения. Оштрафовали за езду по пешеходной улице (!) в Махабалешваре. Там реально висит знак, что въезд запрещен, но я не просто его не заметил, а скорее даже вообще не предполагал что в Индии такое может быть)) Остановили ровно напротив полицейского участка, что на этой улице и расположен. Проверили копии документов, выписали официальный штраф, и все.
Все остальная полиция началась в Гоа, там стопили чуть ли не ежедневно, писал об этом в теме "Полиция на дорогах Гоа 2017".


Связь и интернет

Иметь индийский номер заранее чтобы пользоваться интернетом - очень полезно. Хотя вайфай есть почти везде в отелях и кафе, но часто интернет полезен и в дороге. Особенно если строить маршрут через Google maps, или искать какую-то информацию по пути.

В использовании были симки Idea и Vodafone. И то и другое работало хорошо, особенно в городах и рядом. Скорость 3g была 1-3 Мбит обычно, в некоторых местах и до 7-10Мбит выдавало. На момент приезда симки на 4g не поменял, поэтому как оно работает по Индии не скажу.


Навигация

Пользовалися картами Гугл. Подводил редко, в целом все отлично. Но наверное удобнее купить держатель на руль. Иначе пассажиру приходится постоянно подсказывать, если не на трассе.
Другие ребята использовали maps.me, говорят что нормально, но иногда он их похоже заводил на не очень хорошие дороги. Но если нет симок с интернетом, то тогда maps.me, которая работает в оффлайн, хороший выбор.


Продажа мотоцикла

Продать мотоцикл в Гоа тоже оказалось проще, чем ожидал. Объявление на ogoa.ru нашло покупателей всего за три часа. Оно было самым обычным, висело как и все подобное в разделе "Объявления", никаких приоритетов для себя не делал. Может так повезло. Но в любом случае это был декабрь, еще начало сезона по сути. А в начале сезона продать всегда проще, чем в конце. И я не загибал цену. Продал немного дешевле, чем заплатил за все в Дели.
Если не получилось бы продать, то стал бы искать варианты, как оставить мотоцикл до следующего сезона. Это в Гоа практикуется, и думаю, тоже не сложно.

Кроме этого, продавец с Карол Багх говорил что у него в Гоа много знакомых. И если что можно звонить ему, он найдет того кто выкупит мотоцикл в Гоа. Но полагаю, в этом случае дисконт оказался бы заметно выше.

Другой вариант, который возможен, но который я не рассматривал из-за ограниченности во времени - на мотоцикле можно вернуться в Дели, и без проблем продать его на том же рынке Карол Багх. Можно даже и не ехать, а загрузить его в поезд. Это замороченнее, но тоже реально.


Впечатления

В процессе пути есть понимание, что оно того стоило, но еще раз так же наверное не поехал бы. Именно по такому маршруту. Но это сейчас, когда пишу это в процессе пути, и еще свежи в памяти эти трассы с грузовиками и постоянно болящая жопа и иногда спина. А потом явно захочется еще)
Например, куда-то на юг в Кералу или в горы.

А так интересно смотреть как постепенно по пути меняется природа, климат. По большей части вокруг дорог сельское хозяйство, но изменения все равно заметны.

Но в целом ожидания были какие-то более романтические. Типа, просторы Индии, красота, природа, и иногда помойка. А на деле трасса, грузовики, машины, пыль, смог, болящая жопа. И по факту, когда едешь по трассе из города в город, то реальной Индии видишь не больше, чем из окна автобуса или поезда. В том числе, потому что нужно постоянно стопроцентно концентрироваться на происходящем на дороге. Пассажиру в этом плане поинтереснее) Если ехать не по трассе, то обычно это сильно дольше. И преимущество перед автобусом и проездом лишь в свободе выбора направления и времени. И чуть больше удобства в пунктах остановок из-за наличия своих колес. Хотя в крупных городах часто пробки и ездить не комфортно. Но в общем, это прикольно, и в чем-то полезный опыт. Это совсем не так сложно как казалось логистически. Но немного сложнее чем я ожидал физически и морально. Но в целом более чем реально.

Если то же самое, но другими словами - когда смотрю фотки из путешествий по Индии, это все кажется исключительно интересным и привлекательным. Стоящий на обочине мотоцикл, красивый пейзаж и вот это все. Прямо сразу хочется в дорогу собираться) Но находится дома на диване, и в пути на индийской трассе, это очень разные вещи. Дома об этом забываю. Да, пейзажи иногда действительно бывают очень красивые, но к этому добавляется шум, пыль, усталость, жопная боль и все остальное. Да и времени любоваться тоже особо нет - нужно ехать дальше, чтобы успеть до ночи. Конечно, это все равно очень прикольно, но воспринимается совсем по-другому как-то.

И еще, это совсем не похоже на дальние поездки по Махараштре, или даже в Гокарну. Когда все везде красиво, чистый воздух, интересно, и есть время остановиться пофоткать по пути. Индийская загруженая трасса это совсем другое. С дорогой на Гокарну еще есть сходство, там тоже трасса. Но обычно все более жестко)

Рекомендовал бы я такое кому-то? И да, и нет. Мне сложно сравнивать, пока не путешествовал по Индии на поездах и автобусах. Но в процессе казалось, что возможно, на поездах или автобусах смотреть Индию было бы проще. Может это и замороченнее из-за планирования и билетов, но допускаю, легче физически. И нет привязки к расстояниям, когда знаешь, что за день максимум 200-350 километров. Хотя кто знает, часов 12 в тесном автобусе с кучей индусов это тоже ведь не особо порелаксуешь)

В общем, мотоцикл дает огромную свободу перемещения по Индии - сел и поехал куда глаза глядят. Но в то же время, эту свободу и ограничивает. Потому что ты привязан к мотоциклу, и больше тех 200-350км за день особо не поедешь. Да и эти расстояния не всегда даются просто. А никуда не денешься, нужно садиться и протискиваться между грузовиками часов 8 подряд, ни на секунду не отвлекаясь)

И еще, автомобилезация Индии идет очень быстро. Машин везде становится очень много, а мотоциклов меньше. Многие из тех огромных фур, которые встречаются на трассах, в Гоа в том числе - перевозят новенькие легковушки. Иногда едешь по трассе, или в большом городе, а ни одного мотоцикла рядом довольно долго нет, вокруг только машины. Чем больше машин, тем больше пробок и трафика на дорогах, тем менее комфортно ехать рядом на мотоцикле. Поэтому если есть такая идея, не откладывайте ее надолго. Хотя, с другой стороны, везде по Индии строятся новые дороги, расширяются старые.

Апд 20171127. Но вот сейчас спустя неделю после приезда в Гоа уже прямо тянет планировать маршрут по горной части Индии:)

Апд 20171221. Несколько дней после возвращения из Индии)
Да, определенно это был отличный опыт. И еще насчёт рекомендаций - если у вас свербит идея о чем-то подобном, едьте не задумываясь. Сделать это гораздо проще, чем может казаться заранее. Что конечно не отменяет всяких сложностей в пути, конечно.

Как и предполагал, сложности и дискомфорты быстро забываются, и от поездки остаются в основном приятные воспоминания.


p.s.
Еще одну подобную инструкцию можете прочитать по ссылке: Дорожная стратегия по-индийски (полезное о езде на байке по Индии)
Хоть она и была написана 7 лет назад, могу подтвердить что все сказанное там по-прежнему актуально. Разве что машин на дорогах с тех времён стало больше.


Дополнительно:
- Покупка мотоцикла в Индии
« Отредактировано: 27 Декабрь 2017, 15:12:26 от Roman »


Оффлайн Roman

  • (~'~)
  • Сообщений: 22963
  • Респектов: 2369
  • Москва
Ответ #1 : 23 Декабрь 2017, 19:23:35
Весь текст полностью писал на телефоне. Проверял, но мог что-то не заметить. Поэтому если есть какие-то опечатки и ошибки, сорри) Пишите, поправлю.

Если есть какие-то вопросы по поездке, не стесняйтесь, спрашивайте.

Оффлайн goa-dreamer

  • (~'~)
  • Сообщений: 3773
  • Респектов: 866
  • Татьяна
Ответ #2 : 23 Декабрь 2017, 21:04:38
Здорово! С успешным завершением такого интересного предприятия! С возвращением домой. Вопрос о том, как и на чем передвигаться по Индии - вообще интересный, и интересны его любые варианты.

Роман, я знаю, что вы всегда за полезность, информативность постов и тем. Но, может, можно побольше фото, видов, интересностей. Рассказов и деталей разных эмоциональных тоже хочется, конечно, но это уж как сочтете.... Но картинки - очень хочется! Это же Индия, настоящая, разная. Как климат менялся, как конкретно жили, что ели, чего видели. Пожалуйста, если можно!

Будем ждать отдельных обещанных подробностей с картинками.

Спасибо!

Оффлайн Брат2

  • goa dreamer
  • Сообщений: 59
  • Респектов: 41
Ответ #3 : 24 Декабрь 2017, 00:18:37
Да-да. Поддерживаю просьбу.

Оффлайн liptip

  • :)
  • Сообщений: 8
  • Респектов: 0
Ответ #4 : 27 Декабрь 2017, 12:09:10
Картинок и личных впечатлений!

Оффлайн Змей Гоаныч

  • (~'~)
  • Сообщений: 592
  • Респектов: 123
  • москвабад
  • ShantibabA
  • Буду в Гоа: 20.11.18
Ответ #5 : 27 Декабрь 2017, 13:14:36
Годный мототрип)

Оффлайн anomalocaris

  • (~'~)
  • Сообщений: 743
  • Респектов: 150
Ответ #6 : 28 Декабрь 2017, 07:34:55
По поводу разной надежности Avenger и RE не соглашусь. Я покупал в Дели почти новый Royal Enfield Thunderbird 350 за 120000 рупий. Проехал на нем за два года почти всю Индию по кругу - от Дели до Каньякумари по западному побережью, и обратно от Каньякумари до Дели ­— по восточному. За это время практически ничего не сломалось. Постоянно ломались спицы заднего колеса, подозреваю, что из-за значительного перегруза. Поэтому на второй год заменил спицованные колеса на литые (стоимость вопроса в среднем 9000 рупий), больше проблем не было. На второй год сдох аккумулятор и вилка постоянно начала течь из-за постоянного пробивания (опять же, многократный перегруз и просто ужасные дороги от Ченная до Варанаси).

Royal Enfield — достаточно надежный мотоцикл, чему там ломаться? Это архаичный воздушный движок конструкции 50-х годов прошлого века с незначительными усовершенствованиями. За столько лет его уже вылизали, к тому же мастерские в Индии идут через каждый километр, со стоимостью любых работ максимум в 100-120 рупий.

Если бы я еще раз поехал по Индии, то взял бы Royal Enfield Himalayan. Обычные мотоциклы в Индии имеют очень слабую подвеску и небольшой клиренс, по плохим дорогам не проехать. Зубы крошатся от тряски и позвоночник выпадает в штаны. А ехать по хайвеям невообразимо скучно. Хайвеи ужасно тягомотные и скучные в любой стране. Но когда я съезжал на Thunderbird на проселочные дороги, ехать было невозможно, так как они в невыразимо плохом состоянии. Дырка на дырке, как после бомбежки. Красивые пейзажи, но через 20 км такой дороги пятая точка громко говорит: «Нет!» и требует сворачивать обратно на хайвей.

Держатель для телефона на руль сейчас можно купить и в Индии, но штука почти бесполезная. На индийском солнце во-первых экран телефона не разглядишь, во-вторых, телефон мгновенно перегревается и выключается. Надежнее взять наушники (еще лучше, гарнитуру для шлема, проводную или беспроводную) и ехать по голосовым подсказкам. В качестве навигатора я использовал OsmAnd, так как интернет встречается не везде, и с включенным интернетом телефон разряжается в несколько раз сильнее. По качеству карт сложно сказать. Есть места, где Google лучше, есть места, где лучше OsmAnd. Например, если посмотреть карты Хампи, то OsmAnd во много раз подробнее Google, это невооруженным глазом видно. Иногда Google строит маршруты лучше, иногда OsmAnd. Но вообще Google часто строит более оптимальные маршруты, так как у него есть статистика по трафику и дорожным работам. Маршрут Google можно импортировать в OsmAnd, но это достаточно долгое и нетривиальное занятие, требующее ноутбука к тому же.

Сумки бывают специальные мотоциклетные непромокаемые. Обычно очень дорогие, но когда весь день едешь под индийским дождем, приезжаешь в отель, а в рюкзаках все вещи мокрые, начинаешь понимать, что иногда лучше все же разориться на качественные непромокаемые сумки. У меня Amphibious, в Москве есть дилер. Дорогие, но я с ними отъездил много десятков тысяч км по Индии, России, и другим странам в течении уже 3 лет, и пока сумки не показывают ни малейшего износа.

Оффлайн Roman

  • (~'~)
  • Сообщений: 22963
  • Респектов: 2369
  • Москва
Ответ #7 : 28 Декабрь 2017, 19:48:53
anomalocaris, благодарю за полезные дополнения.

Насчет разной надежности сделал вывод из курения индийских форумов. Ну и всяких дополнительных ресурсов типа https://howtobuyenfield.blogspot.ru/
Насчет надежности и контроля качества у Энфилда там много разных историй)
В общем, думаю, только по личному опыту сложно судить. А так, например, до этого несколько лет в Гоа арендовал Авенжеры разного возраста, обычно далеко не новые, накатывал на них по пару тысяч километров, и тоже ни разу ничего не ломалось. Пусть он и сделан в содружестве с Kawasaki, но все же, тоже наверное не является супер-надежным. Однако претензий про надежность авенжеров попадалось меньше. Может и в виду его меньшей распространенности.

Если бы я еще раз поехал по Индии, то взял бы Royal Enfield Himalayan.
Да, присматривался к такому уже после поездки.
Единственное, не знаю, насколько там реально приделать ladakh carrier или что-то подобное, чтобы именно рюкзаки вешать, а не специализированные сумки. И чтобы при этом место для двоих было.

А ехать по хайвеям невообразимо скучно. Хайвеи ужасно тягомотные и скучные в любой стране. Но когда я съезжал на Thunderbird на проселочные дороги, ехать было невозможно, так как они в невыразимо плохом состоянии. Дырка на дырке, как после бомбежки. Красивые пейзажи, но через 20 км такой дороги пятая точка громко говорит: «Нет!» и требует сворачивать обратно на хайвей.
Да, аналогичные впечатления.
По хайвею чаще всего скучно и грузовики.
А по проселочным - неизвестно какого качества будет, и в любом случае медленнее получается. Попадались и хорошие, и взорванные, и с очень странным покрытием, и с очень частыми спидбрейкерами. Ехать интереснее, но те же 300 километров вместо 8-10 часов легко могут ехаться 15 а то и 20. Если времени много, и никуда не спешить, то конечно, можно ехать 100-150 км в день по проселочным, если будут места где остановиться по пути. И это будет намного интереснее и расслабленнее.

Сумки бывают специальные мотоциклетные непромокаемые. Обычно очень дорогие, но когда весь день едешь под индийским дождем, приезжаешь в отель, а в рюкзаках все вещи мокрые, начинаешь понимать, что иногда лучше все же разориться на качественные непромокаемые сумки. У меня Amphibious, в Москве есть дилер. Дорогие, но я с ними отъездил много десятков тысяч км по Индии, России, и другим странам в течении уже 3 лет, и пока сумки не показывают ни малейшего износа.
С собой были водонепроницаемые мешки Bluefield. Недорогие китайские. Протестировать на дороге не довелось. Но брал один при плавании на каяке из Палолема часа на три. Все внутри осталось сухим. Если по стенам не чиркать, то думаю и на мотоцикле было бы нормально в дождь.

Оффлайн Roman

  • (~'~)
  • Сообщений: 22963
  • Респектов: 2369
  • Москва
Ответ #8 : 28 Декабрь 2017, 20:14:22
p.s. всякое остальное, с картинками, в отдельном рассказе постараюсь. Картинки уже начал сортировать))

Оффлайн anomalocaris

  • (~'~)
  • Сообщений: 743
  • Респектов: 150
Ответ #9 : 29 Декабрь 2017, 09:28:46
Надежность техники — это сложный вопрос. Полной статистикой обладают только производители. Вполне возможно, что меньше количество сообщений о поломках Avenger связано с тем, что RE продается в несколько раз больше. В любом случае, исходя из моего опыта и понимания: RE — это такой сельский трактор, сделанный с расчетом, что его будут чинить в грязи при помощи ржавой отвертки и молотка. Никаких особых отказов в нем не бывает, это очень простая и надежная конструкция из чугуния. Если поломки случаются, то они позволяют протянуть 5-20 км до ближайшей мастерской, где их можно устранить за 100 рупий.

В инжекторных RE (только 500 см³ версии оснащаются инжектором) часто отказывает бензонасос. Но это скорее из-за особенностей индийского менталитета - всегда ездить на пустом баке. Кто знает устройство мотоциклов и машин, тот знает, что бензонасос находится полностью в бензине и охлаждается бензином. Поэтому на инжекторных мото и авто не надо ездить "на лампочке" с почти пустым баком, так как бензонасос перегревается и сгорает. Как в Royal Enfield, так и в BMW. Индусы же всегда ездят с пустым баком, и заправляются не на полный бак, а на 100 рупий. Подозреваю, что это и есть основная причина отказа бензонасосов в RE 500.

Про непромокаемость - погода в Индии непредсказуемая. Я рассчитывал первый год на то, что не будет дождей до июня и тоже ездил с рюкзаками, но дожди постоянно настигали и осенью и весной. На следующий год приехал с непромокаемыми баулами и дождевиками, купленными в РФ (кобез IXS, самые дешевые, и совсем не промокают, если хорошо застегнуть). В итоге, не попал в дождь ни разу, наоборот, температуры стояли 45-50 в тени. :( Дождя очень хотелось, но он ни разу не пошел. Тем не менее, лучше иметь непромокаемую сумку и дождевик, которые не понадобятся, чем не иметь, промокнуть и замерзнуть. :)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Cсылка для форумов:

Ссылка html:
Метки: [смотреть все] | популярные:
авиабилеты (53) Анджуна (10) Арамболь (12) безопасность (21) бюджет (9) Вагатор (9) виза (32) водительские права (9) вопросы новичков (21) впечатления (60) выбор места (44) где купить (16) гестхаусы (96) гоатранс (20) Дели (22) деньги (19) дети (11) достопримечательности (40) еда (28) ехать или не ехать (11) животные (9) жилье (117) здоровье (19) индийцы (17) Индия (46) инструкция (18) история (11) климат (19) культура (11) маркеты (20) медицина (11) Морджим (8) мото (26) музыка (20) Мумбаи (22) отчет (62) Палолем (14) пати (34) пляжи (51) погода (22) поезда (22) полиция (15) природа (13) путешествия (43) работа (13) развод (13) рассказ (84) русские (9) такси (15) торговля (14) транспорт (55) форты (11) фото (79) хиппи (13) цены (30) чартеры (22) что взять (17) что посмотреть (55) язык (8)

Путеводитель Гоа