Из Гоа в Хампи и обратно.
Полезные нюансы.
Еще только собираясь в Гоа, на одном из сайтов я спросила: куда оттуда стоит съездить в пределах доступности? Ответ был категоричен: хотите увидеть что-то действительно уникальное – ваш путь в Хампи. До этого я и названия-то такого не слышала. Почитала отзывы и поняла: вот то, ради чего я еду. Кроме моря и пляжа, конечно.
Добраться до Хампи можно разными путями.
1. Купить экскурсию у туроператора. Плюсы: комфортная машина с кондиционером, маршрут может варьироваться (заехать на водопад, в монастырь, на озеро и пр.), нормальная гостиница в Хоспете, местные экскурсии на машине, русскоязычный гид не даст соскучиться в дороге. Минусы: мало времени, нет возможности посмотреть что-то повторно, тяжелая дорога – не каждый может спать сидя. Главный минус – очень дорого.
2. Купить экскурсию у местного турагентства. Плюсы и минусы те же, но существенно дешевле.
3. Договориться с таксистом. Комфорт тот же, денег меньше, больше свободы и риска.
4. Ехать поездом до Хоспета (7 часов), там на автобусе или рикше до Хампи и также обратно. У местных есть такие экскурсии, часть забот они берут на себя. Можно и полностью самим. Это совсем дешево. Вот только поезда ходят не каждый день и комфорт в них не всем по душе.
5. Самый экстремальный вариант – на байках с картой. Дешево, полная свобода. Для немногих отчаянных, масса впечатлений.
6. Хорошо отработанный вариант для самостоятельных путешественников – слиппербас. О нем расскажу подробнее - им мы и воспользовались.
Мы ездили на слиппере двух типов: чисто слиппер, где есть лежанки в два этажа даблы и синглы и слиппер с дополнительными сидячими местами. Разница в цене невелика – 150-200 рупий, но по комфорту… Чисто слиппер останавливался 1 раз (высаживал в Гокарне русских девчонок), лежанки широкие, ехал мягко. Все ужасы индийских дорог прощли мимо – я спала. В отличие от него, полусидячий слиппер останавливался у каждого столба: сидячие пассажиры входили-выходили, зажигался свет. Поспишь тут! Лежанки узкие, рассчитаны на индийцев, из окон, которые толком не закрываются, дует. Билеты на этот слиппер мы брали непосредственно в агентстве Пауло Тревел в Панаджи, я долго объясняла дамочкам, что нужен комфортный автобус, но, видимо, понятие о комфорте у нас разное. А ведь у этого агентства есть и чисто слипперы – мы видели, как такой отправляется в Мумбай. Обратный удобный автобус – Ганеша Тур, на нем написано Исланд тревел, билеты покупали в Хампи по приезду на завтра.
В Панаджи стоянка слипперов вполне в индийском духе: недалеко от моста, никак не обозначена, никаких указателей, скамеек, освещения, расписания, цивильных переходов через дороги. Только спрашивать. В Хоспете, из которого нужно ехать обратно, не лучше: автобус останавливается недалеко от автостанции напротив турбюро. Снова только спрашивать.
Когда вы утром приезжаете в Хампи, вас окружает толпа рикш с картами в руках и рассказами, какие они замечательные, а все остальные – жулики. Тут есть выбор: поверить кому-нибудь из них или разбираться самим. Мы выбрали средний вариант: договорились с одним рикшей о 4 часовой поездке за 400 рупий. Узнав, что жить мы собираемся на другом берегу, наш рикша несколько увял - не совсем лохи, тяжелее развести. Проводил до переправы, будет ждать через 3 часа. Потом он все-таки попытался прикинуться дурачком: мол, 400 рупий – это «фо персон», был послан и смирился.
Хампи делится на две части: священный город, где основные развалины, действующий храм Вирупакши, множество паломников и строгое вегетарианство, и поселок через реку, уже не святой, где множество гестов и кафешек, где часто селятся европейцы. Там хорошо: нет попрошаек и торговцев («посмотри мой магазин»). Лавки, конечно, есть, но они цивильные. Там есть жилье на любой кошелек. Там вас накормят курицей и бараниной. Там рикши вполне вменяемы. Вот только комаров там тоже хватает – кругом рисовые поля. Там мы поселились в круглом домике, в котором была большая кровать с пологом и вентилятором, вешалка и туалет с раковиной и душем, гамак перед входом. Все. Там же и ели в маленьком кафе, без особых изысков, но вполне нормально по цене и качеству, в т.ч. свежевыжатые соки. Карту Хампи с описанием самого интересного нам подарил хозяин. Впоследствии рикша ничего выходящего за рамки описания сказать не мог. Не знаю, все они такие, или просто нам не повезло.
Хампи – это своеобразное «два в одном»: дворцы и храмы, разрушенные в 15 веке, рукотворное чудо предков и горы и россыпи округлых гигантских камней, чудо природное. По масштабам и красоте все это ничуть не уступает Карнакскому храму в Египте. А вот туристов (и их денег) существенно меньше, Индия только недавно занялась серьезно реставрацией и популяризацией своих сокровищ. Я уж не говорю о инфраструктуре – ее попросту нет. Обидно смотреть на старинные барельефы, лежащие в реке: местные жители стирают, стоя на них. А в чем индийцы молодцы – привозят сюда множество детей, любознательных, дружелюбных, непосредственных.
Я не буду описывать, что там есть, это невозможно, это нужно просто ВИДЕТЬ. Хотя бы фотографии. Ничего более фантастического я не видела, все прочитанные рассказы не в состоянии передать ни величие развалин древних храмов, ни неземные горы и россыпи округлых гигантских камней. ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Даже если вы не любители развалин, эти храмы и дворцы произведут впечатление.
Вернувшись после поездки в гест, мы пообедали, отдохнули и на рикше за 300 рупий поехали к Манки темпл (эта гора с храмом Ханумана расположена на нашем берегу) встречать закат. Рикша ждал и отвез потом обратно.
Со священного берега видна Манки темпл с длинной белой лестницей (600 ступеней), на вершине которой расположен действующий храм бога обезьян Ханумана. Рассветы и закаты с этой горы – незабываемое зрелище. Организованных туристов водят туда не часто, на основном берегу есть другая точка любования рассветами-закатами, пониже, полегче добраться. Но тоже впечатляющая. У лестницы вас встречают лавки с бананами и стаи обезьян. Бананы берегите – вырвут. Можно и не тащить бананы наверх – там мартышки вполне сытые, их кормят жрецы. Преодолев эти 600 ступеней (тяжело!), вы попадаете в самую верхнюю из доступных точку местности. Виды: нагромождения камней, развалины храмов, красивые ухоженные поля и рощи. Все это на фоне заката… Вид неземной. Вы с руки покормите обезьянок, в храме вам нарисуют точку на лбу, вы полазаете по камням и полюбуетесь видами с другой стороны горы. Особо понравившимся красавец-жрец вынесет чашку чая с молоком. Мне повезло: я пила с брахманом чай, любовалась видами и беседовала о судьбах Индии и России. Т.к. я, увы, не длинноногая блондинка, то, видимо, Хампи принял меня. Муж не мог оторваться от фотоаппарата. На самой вершине группа молодых поляков курила бамбук, европейцы молча смотрели, индийские паломники в национальных одеждах просили сфотографироваться с ними, монахи показывали кошку и щенков. Потом жрец вынес поднос с бананами и начал со смехом кидать их обезьянам. А после заката – спуск по 600 ступеням, рикша, ужин, сон. Насыщенный выдался денек.
На следующий день, позавтракав и простившись с хозяевами, мы пошли в храм Вирупакши. Толи день был особенный, толи там всегда так, но местные паломники бродили по храму толпами. И мы без труда в эту толпу влились: получили благословение и красные точки на лбу и какое-то масло на голову от жрецов (там принимают подаяния, мне даже пытались дать сдачу), священная слониха также благословила нас, я подержалась за лингам Шивы, попросив у него не скажу чего, и фотографировали-фотографировали… На специальной площадке перед храмом послушали концерт национальной музыки. Впервые видела, как играют и поют сидя на полу. Необычно. Видимо, артисты были не рядовые – там бегало множество фотокоров и телевизионщиков, да и туристы с аппаратурой от них не отставали.
Устали мы от обилия впечатлений, хоть и увидели далеко не все, и решили пораньше на локал-басе уехать в Хоспет, посмотреть нетуристическую Индию, ведь Гоа – это не Индия. В отзывах я читала, что там нечего делать, но согласиться с этим никак не могу. Мы побродили по улицам. Попрошайки есть, но значительно меньше, чем в Панаджи, симпатичные ребятишки кидаются наперерез, увидев фотоаппарат, а затем любуются собой на экранчике, в лавках и магазинах нет курортных товаров (штаны, платья, футболки с картинками), много мусульман самого крутого типа, их женщины все в черном, одни глаза видны. Мы даже купили календари – индуистский, с храмами и мусульманский, с мечетями. В реке возле моста все делают вместе: купаются, стирают, моют машины и буйволов. Пообедали в очень приличном чистеньком вегетарианском двухэтажном кафе, дешево и вкусно. Свежевыжатые соки и молочные коктейли были просто великолепны! Местные чаще всего берут за 70 рупий готовый набор: томатный суп, рис, лепешки, какие-то соусы, овощи или бобовые, сок и чай масала. Мы взяли все самое дорогое и заплатили, наевшись до отвала, 200 рупий на двоих. Еще сходили на вокзал и дождались поезда. Даааа…. Чем-то это напоминало дачные электрички с их толпами. Порадовались, что не решились ехать поездом. А в 6 вечера, с трудом найдя место отправления, вместе с толпой европейце (индийцев не было) загрузились в комфортный автобус и в 6 утра были в Панаджи. Еще и на завтрак в отель успели.
В общем, Хампи – это лучшее, что было в поездке этого года.